Новые требования к АЗС “перенастроят” топливный рынок России

Закрытия сразу трети автозаправочных станций в России из-за нового ГОСТа руководство страны не допустит — реализаторам дадут отсрочку на модернизацию. Об этом ФБА “Экономика сегодня” рассказал эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.

В Независимом топливном союзе (НТС) заявили, что уже до конца этого года в России могут закрыться до трети всех автозаправочных станций. Причиной станет вступающий в силу с 1 октября государственный стандарт (ГОСТ) под номером 58927-2020 и носящий название “Колонки топливораздаточные. Общие технические условия”. По новым правилам все колонки должны оснащаться новым программным обеспечением, отслеживающим недолив топлива.

На данный момент в России ни одна заправочная станция подобным образом не модернизирована. В НТС указывают, что крупные компании располагают средствами, чтобы переоснастить точки продаж топлива, но у независимых реализаторов на рынке подобных возможностей нет. И многие из них могут закрыться из-за несоответствия новым стандартам. Эксперты считают подобную панику преждевременной.

“Российский топливный рынок поделен примерно пополам между крупными компаниями и независимыми реализаторами, преимущественно работающими в регионах, – отмечает Гордеев. – Последним часто не хватает даже оборотных средств на покупку горючего, что уж говорить о дорогостоящей внеплановой модернизации оборудования. Так что определенные опасения сложившаяся ситуация действительно вызывает.

С другой стороны, нужно понимать: в прошлый раз этот ГОСТ обновлялся в 1989 году, то есть разрабатывался еще при СССР. С тех пор на автозаправках появились сложные механизмы, современные колонки, приборы учета и компьютерное управление. То есть обновлять стандарты и требования к точкам реализации необходимо — заправки относятся к сложным техническим и при этом опасным объектам, подлежащим особому контролю”.

АЗС требуют свободы от проверок

Тема недолива топлива на российских АЗС поднимается с завидной регулярностью и всякий раз вызывает отклик со стороны официальных ведомств. Чаще всего на факт обмана указывают простые автолюбители, которые после стандартной заправки проезжают заметно меньше обычного. Они пишут жалобу на АЗС в Роспотребнадзор, который направляет на место бригаду для контрольной закупки. Чаще всего жалобы оказываются обоснованными.

В 2019 году Министерство промышленности и торговли констатировало: около 70% заправок вмешиваются в работу оборудования колонок и программного обеспечения и продают топлива меньше нормы в 2-3 раза. Допуск недолива на 10 литров — 25 мл, на деле недоливают 90-100 мл. Нормы нового ГОСТа устанавливают еще более жесткие требования, а требуемое программное обеспечение максимально защищено от вмешательства извне.

“С одной стороны, выезд “десанта” Роспотребнадзора на АЗС по всей России для проверки недоливов стал уже обыденностью и очень пугает нечистоплотных продавцов. Но есть оборотная сторона медали. Российское законодательство предписывает совершать как можно меньше проверок бизнеса — считается, что они мешают работать и являются формой давления, а то и вымогательства. Потому борьбу с недоливом переводят на системный уровень.

И уклониться от выполнения новых правил не получится. Большинство ГОСТов в России действительно являются рекомендательными, но не те, что касаются сложных и опасных объектов, вроде АЗС. Здесь бизнесу придется послушать государство и модернизировать оборудование. При этом проверки Роспотребнадзора никто не отменяет – ведомство имеет право выезжать с инспекцией и контрольной закупкой по поступившей жалобе”, – подчеркивает Гордеев.

Закрытие АЗС отменяется

Новый ГОСТ предусматривает перечень требований к топливораздаточным колонкам и обязывает заправки иметь в распоряжении работающее оборудование с контролем количества заливаемого топлива. Колонки обязаны быть оснащены защитой от несанкционированного доступа, а также от установки узлов, не предусмотренных изготовителем. Росстандарт уже разослал владельцам АЗС письма с требованием соблюдать новый ГОСТ. Но нет указаний сроков и штрафов за их несоблюдение.

При этом в России из 23 тысяч автозаправочных станций значительная часть имеет слишком старое оборудование — его придется менять полностью. Бизнесу необходимо искать средства, в том числе кредитные. Однако эксперты не считают, что заправки будут массово закрываться из-за новых требований. Скорее они обратятся к властям с просьбой об отсрочке или поддержке.

“Правительство РФ, конечно, не допустит массового закрытия АЗС — это разбалансирует рынок, ущемит права независимой розницы и создаст ненужные проблемы, вплоть до дефицита бензина в стране. Такие последствия явно никому не нужны. Гораздо проще представить, что кабмин даст возможность провести модернизацию АЗС в течение нескольких лет или договорится с банками о льготных кредитах или субсидиях.

Волноваться, что цена обновления колонок отразится на стоимости бензина и дизтоплива в свободной рознице, тоже не приходится. Российское руководство с помощью соглашений и законодательных механизмов создало особый режим на топливном рынке. Он гарантирует, что, вне зависимости от внешней конъюнктуры цен на нефть и других проблем, цена литра топлива в год может вырасти максимум на уровень инфляции. Так что сколько бы ни вложил бизнес в модернизацию своих заправочных станций, заплатит за это не потребитель”, – заключает Андрей Гордеев.

Вам также может понравиться