Куда мы катимся?

Наша газета уже писала о том, как лихачи на электросамокатах становятся угрозой для безопасности пешеходов.

Официальные лица наконец признали эту проблему, и скоро будут введены новые правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности (СИМ).

В 2019 году в ДТП с электросамокатами погибли 4 человека, в 2020-м – уже 6. В прошлом году насчитывалось более 300 столкновений этих транспортных средств с людьми – в большинстве случаев последствиями стали серьезные травмы.

«Мир новостей» писал о том, что до сих пор нет ясности, кто должен следить за людьми на колесах, можно ли считать их водителями и как следует наказывать таких свое­образных участников дорожного движения.

ДТП С УЧАСТИЕМ СИМов

В середине мая с самокатом столкнулся питерский блогер Николай Т. Сам он был на велосипеде, отделался легким испугом и рассеченной бровью.

«Навстречу ехал электросамокат и вдруг неожиданно повернул прямо на меня, я только голову наклонить успел», – написал Николай. Позже выяснилось, что владелец самоката хотел по переходу переехать на другую сторону дороги. Оставалось 10 секунд до включения красного света, и человек рванул вперед с солидной скоростью 15 км в час. Навстречу ему также быстро двигался блогер на велосипеде. Столкновение оказалось лобовым. Николай перелетел через руль и сильно ударился головой об асфальт. Но полицию вызывать не стал.

«Что в данном случае может зафиксировать полиция? Мы были на спорной территории, где велодорожка уже кончилась. Скорость для самокатов не регламентирована. То есть из-за очень непонятной правовой базы мы бы погрязли в разбирательствах с неизвестным финалом», – пишет блогер. Он считает, что теперь на улице надо быть гораздо внимательнее, чем прежде. «Они едут со скоростью автомобиля, но абсолютно бесшумно. Ездоки не готовы к скоростям, которые могут дать самокаты, не знают ПДД или пренебрегают ими. Они двигаются хаотично, не понимая, что создают аварийные ситуации, а по скоростным характеристикам их транспорт похож на мопеды. Но у водителей мопедов есть права. А у самокатчиков нет. И инстинкта самосохранения зачастую тоже нет», – возмущается молодой человек.

Самое первое смертельное ДТП с участием электросамоката в России произошло в июле 2018 года. Виновником происшествия стал 34-летний москвич Илья В. Он ехал по велодорожке в одном из парков столицы, когда на его пути оказался 88-летний мужчина. Ни объехать его, ни затормозить парень не успел – потерял управление самокатом, который, кстати, с легкостью развивал скорость до 45 км в час. В тот же день пенсионер скончался в больнице.

В 2020-м дело закрыли, нарушителя приговорили к штрафу 100 тысяч рублей.

САМОКАТЧИКИ РАЗДЕЛИЛИСЬ НА ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ

С наступлением летнего сезона проблема людей на колесиках заявила о себе с новой силой. Первыми решить ее попытались столичные власти. Заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что на проезжей части передвижение самоката с двигателем будет регулироваться ГИБДД. Все остальные считаются пешеходами. Новшеством

стало и то, что прокатные самокаты в городе теперь ограничат в скорости – они смогут набирать не больше 15 км в час. Если их мощность меньше 4 кВт, а скорость меньше 50 км/ч, надо ездить по тротуарам или велосипедным дорожкам, а на дорогу выезжать только в крайних случаях. Ни водительское удостоверение, ни шлем не требуются. Если мощность больше 4 кВт, а скорость выше 50 км/ч, электросамокат могут приравнять к мопеду. В этом случае нужны и права, и шлем.

Сегодня электросамокат является полноценным транспортным средством.

В свою очередь, Министерство транспорта тоже выступило со своей инициативой и призвало запретить езду по тротуарам на электросамокатах, которые весят больше 35 кг. Речь идет о настоящих монстрах, которые имеют сиденья, едут на одном заряде до 100 км и развивают скорость до 60 и выше км/ч.

Эксперты расходятся во мнении, насколько строго надо наказывать нарушителей. Начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин утверждает, что вред, который могут нанести владельцы средств индивидуальной мобильности, пока мало изучен, поэтому применять жесткие меры рано.

С самокатчиками злую шутку играет иллюзия полной безопасности: здесь очень легко почувствовать себя почти пешеходом. Стоять приходится на высоте всего 15-20 см над землей, колеса маленькие, не то что у велосипеда, поэтому кажется, что ничего страшного произойти не может, а в случае чего падать не опасно и не больно. «Поэтому и гоняют, забывая, что мощные самокаты разгоняются до 60 км, то есть это уже почти машина», – считает автоэксперт Эдуард Вороницин.

Вам также может понравиться