Экономист Беляев предсказал эффект от выпуска инфраструктурных облигаций

Инфраструктурные облигации подарят российской экономике новые возможности для развития и укрепления, рассказал ФБА «Экономика сегодня» эксперт РИСИ, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил правительству доложить до 1 ноября о выпуске инфраструктурных облигаций, которые будут направлены на развитие жилищного и транспортного строительства. Необходимые правовые акты российский лидер потребовал подготовить не позднее 15 октября текущего года. Перечень поручений главы государства по итогам совещания с членами правительства размещен на официальном сайте Кремля.

«Инфраструктурные облигации – это распространенный классический финансовый инструмент по привлечению долгосрочных и масштабных денежных средств для того, чтобы направлять их на реализацию крупных и важных проектов. На сегодняшний день он не получил должного развития в Российской Федерации, но в будущем это изменится.

Подобные программы обычно рассчитаны на долгое время. По факту данный инструмент предполагает обычные облигации, но по экономическому содержанию они выпускаются на целевой основе, то есть целенаправленно», – рассказал экономист Михаил Беляев.

Отметим, что инфраструктурные облигации выпускаются частными организациями или же государственными компаниями в целях финансирования того или иного инфраструктурного объекта, к которым относятся дороги, аэропорты, железнодорожные вокзалы или порты, а также другие.

Обычно государство, на территории которого строится данный объект, предоставляет гарантии по выпускаемым облигациям, что делает их привлекательными для большего числа участников рынка за счет снижения рисков.

Предполагается, что третье лицо получает право пользоваться таким объектом за отдельную плату. На фоне этого срок окупаемости инфраструктурных объектов достаточно большой и может достигать нескольких лет.

«В первую очередь облигации будут применяться для улучшения рынка жилищного и транспортного строительства в стране. Указанный финансовый инструмент характеризуется ценными бумагами, по которым выплачивается определенный доход – процент.

Участники тех или иных проектов обычно обязуются выкупить инфраструктурные облигации и погасить в течение определенного времени», – добавил собеседник агентства.

Помощь экономике за счет новых инструментов

Кроме того, президент Российской Федерации Владимир Путин распорядился принять законопроекты до 15 декабря 2020 года, направленные на сокращение сроков согласования строительства и капитальных ремонтов. Утверждение подобных нормативных актов в приоритетном порядке, как ожидают в правительстве, позволит ускорить выполнение национальных проектов и решение задач стратегического развития государства на период до 2030 года. Срок выполнения поручения определен до 25 декабря 2020 года.

«Облигации для развития жилищного и транспортного строительства будут ожидаемо выпущены на длительный срок, при этом их стоимость не превысит установленных показателей, так как это гарантированные и совершенно надежные ценные бумаги, но не предполагающие высокой доходности для вкладчиков.

Однако они все равно помогут привлечь масштабные средства для работы в самых актуальных на сегодняшний день направлениях в Российской Федерации. Проекты в жилищном и транспортном строительстве важны и несут не только социальную нагрузку по обеспечению граждан комфортной инфраструктурой, но дают импульс многим отраслям российской экономики – это производство конструкционных и строительных материалов, энергетической составляющей, товаров бытового потребления, расширение рабочих мест и другое. Транспортное строительство также создает рабочие места и при этом связывает инфраструктурой все пространство нашей большой страны. В этом заключается основной смысл выпуска таких облигаций», – объяснил Михаил Беляев.

Вице-премьер Марат Хуснуллин ранее подчеркивал, что планируется выпуск инфраструктурных облигаций на 1 трлн рублей. Предполагается, что за счет них власти смогут финансировать инженерную и социальную инфраструктуры, транспорт, а также программы комплексного развития. Вероятно, выпуск новых ценных бумаг, считает эксперт, заинтересует окологосударственных иностранных инвесторов и увеличит приток средств.

В конце 2019 года на российском рынке насчитывалось 32 выпуска концессионных облигаций в обращении суммарным объемом 91,9 млрд рублей, при этом за прошедший год состоялось три новых эмиссии, а общий объем рынка увеличился на 5,6%. Поэтому триллионная эмиссия, отмечает экономист Беляев, может стать принципиальным и серьезным шагом для развития рынка.

«Важно подчеркнуть, что в Российской Федерации уже существует законодательная база, необходимая для внедрения инфраструктурных облигаций. Часто происходит так, что все нормативные акты уже проработаны, в том числе и в федеральном законе «О рынке ценных бумаг».

В данном случае мы видим, как закон идет впереди практической реализации идей. Сейчас властям нужно вдохнуть жизнь в существующие нормы для того, чтобы они из спящего режима перешли в активно действующий», – констатировал экономист.

Вам также может понравиться