Депутат Лысаков раскритиковал идею бесплатного транспорта в РФ

План Минтранса по введению бесплатного проезда в транспорте взамен на оплату за проезд по дорогам не может быть одобрен Госдумой, так как нежизнеспособен. Об этом ФБА “Экономика сегодня” рассказал депутат Госдумы, председатель движения автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков.

Бесплатный проезд в общественном транспорте можно будет ввести через 15 лет, считают в Минтрансе. Обновленная стратегия развития, которую готовит ведомство, подразумевает существенные реформы для всех участников дорожного движения в России. Так, к 2035 году общественный транспорт должен стать бесплатным, но взамен будет внедрен механизм под условным названием “пользователь платит”.

Такая система работает, к примеру, в Лондоне – въезд в перенаселенную часть этого мегаполиса для автомобилистов платный. В России пока подобная система распространяется только на парковку в крупных городах – чем ближе к центру, тем дороже. Но въезжать и передвигаться в населенных пунктах можно бесплатно. Система “пользователь платит” подразумевает взимание денег за проезд по дорогам.

“Подобная концепция нереализуема и в целом бесперспективна – Госдума ее в сегодняшнем виде принять просто не может, – отмечает Лысаков. – Одна из заявленных целей стратегии Минтранса – экологичность. Но мир постепенно переходит на электромобили, так что уровень выбросов от авто в любом случае будет неуклонно снижаться, в том числе в крупных городах.

Другая поставленная задача – разгрузить движение в населенных пунктах и избавиться от пробок. Но для этого принято строить новые объездные дороги, развязки, выделять полосы для общественного транспорта. По пути введения платных дорог мир не идет – это тупик. И в России даже законодательно запрещено взимать деньги за проезд по платной дороге, если нет ее бесплатного аналога – значит, отсутствует даже база для инициативы Минтранса”.

С авто – на самокаты и троллейбусы

Внедрение механизма “пользователь платит”, по планам Минтранса, произойдет с расчетом на стимулирование эксплуатации общественного транспорта и сокращение пользования личным транспортом в крупных городах. Он будет распространяться на все категории автомобилистов. С 2025 года деньги будут взиматься за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году – со “всех категорий пользователей дорог”, включая дорожную сеть городских агломераций.

В стратегии не указывается, станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог. Однако за счет этих доходов предполагается субсидировать общественный транспорт в городах до уровня, когда россияне вообще перестанут платить за проезд. В населенных пунктах Минтранс предлагает стимулировать население ездить на немоторизированных видах транспорта (велосипеды, самокаты), а в районах массовой застройки активно развивать внеулочный транспорт (метро и легкий рельсовый транспорт).

“Во всем мире страны строят платные дороги, но это трассы очень высокого качества и они имеют бесплатные аналоги. И, как правило, протяженность платных участков не превышает 1,5-2% всей дорожной сети в стране. Идея Минтранса противоречит всему мировому опыту, предлагая сделать едва ли не весь асфальт в государстве платным для проезда. Фактически нам предлагают альтернативой автомобилю самокат и велосипед.

Мир стимулирует использование подобных видов транспорта строительством велодорожек и популяризацией здорового образа жизни. Но автомобиль они не заменяют, а сосуществуют с ним параллельно. Сегодня весь мир выстраивает дорожные сети, устраивающие автовладельцев, перевозчиков, а также пешеходов. Китай к 2011 году выстроил полмиллиона скоростных трасс – люди на авто могут добраться в любую часть страны. Россия в этом отстает”, – подчеркивает Лысаков.

Госдума отклоняет “плату за воздух”

Общественный транспорт пользуется меньшей популярностью у жителей России – к такому выводу приходит Минтранс по итогам анализа. В 2019 году продолжился отток пассажиров с общественного транспорта, “несмотря на рост привлекательности систем городского пассажирского и сервисов такси”. Причиной ведомство видит “кардинальное улучшение дорожных условий, особенно в европейской части страны”, что позволяло использовать личные автомобили для деловых поездок и для туризма.

Предыдущую версию новой транспортной стратегии Минтранс направил в правительство еще в конце марта 2020 года, но ее вернули на доработку. В первоначальной версии не было пунктов о бесплатном общественном транспорте и механизме “пользователь платит”. Впрочем, и нынешняя версия все еще проектная, а в правительство ее окончательный вариант поступит только в феврале 2021 года.

“Пару лет назад некие силы пытались пролоббировать в одном из поданных законопроектов разрешение взимать деньги с автомобилистов за въезд на территорию городов и муниципалитетов. Это предложение было встречено с возмущением, и закон в итоге был принят без такой поправки. Сейчас мы видим примерно такую же инициативу, но в еще больших масштабах.

Она дискриминирующая и не имеет под собой никаких законных оснований. Взимать деньги за въезд в город – все равно что собирать плату за воздух. А значит, механизм Минтранса “пользователь платит” будет отвергнут еще на стадии согласования в Госдуме. Если Минтранс ставит целью добиться введения бесплатного общественного транспорта, то ему придется искать другие источники субсидирования этого проекта”, – заключает Вячеслав Лысаков.

Вам также может понравиться